Шумоизоляция и виброизоляция салона автомобиля

Важную роль во внутреннем тюнинге автомобиля играет шумоизоляция. Широко распространено ошибочное мнение, что шумоизоляция необходима только отечественным автомобилям. Конечно, чем выше класс машины, тем качественнее заводская шумовиброзащита, но шумоизоляция даже такого тихого автомобиля, как «Мерседес», дает заметный эффект. О малолитражках и пикапах японского и корейского производства даже говорить не приходится – заводская шумоизоляция в них на безобразно низком уровне. Между тем, посторонние звуки, шумы от работы мотора, вибрации и скрипы обшивки вызывают ощущение дискомфорта у пассажиров и приводят к быстрой утомляемости водителя, что, в свою очередь, может привести к возникновению аварийных ситуаций на дорогах. Без качественно выполненной шумоизоляции невозможно создание акустического комфорта в салоне. Давайте рассмотрим основные причины появления в салоне шумов и вибраций и наиболее распространенные методы борьбы с ними.

Вообще, процесс образования шумов в каждом конкретном автомобиле по-своему уникален, но, в основном, возникающие звуки можно поделить на две группы: шумы, проникающие снаружи и шумы, которые производятся вибрирующими панелями кузова и элементами салона. Основным источником шума в салоне является вибрация и колебания кузова, которые спровоцированы вибрацией двигателя и подвески. В недорогих импортных и отечественных автомобилях обшивку салона выполняют из тонкого и дешевого пластика, который сам по себе является производителем шума. К тому же в салон постоянно проникают звуки от взаимодействия шины с дорожным покрытием, шумы ветра, дождя.

Шумоизоляция автомобильного кузова производится тремя основными видами материалов: шумопоглощающими, шумоизолирующими и виброизолирующими (их также называют вибродемпферами).
Начнем с шумопоглощающих материалов, которые используются для борьбы с высокочастотным шумом (от 500 до 4000 Гц). Материал, из которого их изготавливают, визуально напоминает обыкновенный поролон на клеевой основе, но с принципиально другой схемой расположения ячеек. При попадании внутрь этого материала звуковая волна переходит из одной ячейки в другую, теряется в их бесконечном множестве и постепенно затухает. В основном, шумопоглотители производятся из пенополиуретана, причем, чем больше его толщина, тем выше эффективность материала. Сверху пенополиуретан покрыт звукопрозрачной поливинилхлоридной (лавсановой металлизированной) пленкой. Это маслобензостойкое покрытие защищает нежный пористый материал шумопоглотителя и пропускает звук в середину материала. Шумопоглощающие материалы чаще всего наклеиваются на капот и внутренние панели дверей, с их помощью динамиками, которые встроены в двери, создается акустически комфортное пространство. Материал обладает также хорошо выраженными теплозащитными свойствами.

Шумоизолирующие материалы представляют собой непроницаемую преграду на пути звуковых волн. Для этого используются антивибрационные материалы с нанесенным на них металлическим, например, свинцовым или алюминиевым слоем. Шумоизолирующие материалы обычно устанавливаются на пол автомобиля, потолок, двери, а также на колесные арки и переднюю моторную перегородку.

Вибродемпферы представляют собой листовые самоклеющиеся материалы на основе битумнополимерных композитов. Принцип их работы основан на преобразовании механической энергии вибрации в тепловую и искусственном утяжелении металлических панелей кузова. Вибродемпфирующие материалы наносят везде, где могут возникать вибрации, а именно: на крышу, днище, внутренние поверхности дверей, перегородку моторного отсека, крышку багажника, колесные арки.

Шумоизоляционные материалы укладываются по принципу «сэндвича» - сначала слой вибродемпфера, а затем – слой шумоизолирующего материала. Впрочем, такая технология используется не везде, например, для шумоизоляции потолка достаточно антивибрационного материала.

У каждой фирмы имеются свои секретные технологии производства шумоизоляционных материалов, но общими требованиями к ним являются низкая гигроскопичность, экологичность, стойкость к воздействию агрессивных сред и низкая воспламеняемость.

Теперь немного о расценках. Полная шумоизоляция отечественного автомобиля обойдется в 500 – 600 долларов, в зависимости от выбранных материалов. Что касается иномарок, то тут средняя цена около 1000 долларов. При выборе частичной шумоизоляции, то есть решении какой-то конкретной проблемы, можно значительно сэкономить.